Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная жизнь возникает и развивается потом, что люди зависят друг от друга, вступают в определенные социальные связи.
Социальное взаимодействие проявляется в взаимозависимости людей, которая реализуется через социальные действия, ориентированные на других людей.
Социальное взаимодействие включает в себя
а) субъекты, вступающие в отношения (их может быть двое или тысячи людей);
б) предмет, который представляет собой то, по поводу чего осуществляется отношение;
в) механизм регулирования взаимоотношений.
Социальное взаимодействие прекращается, если: изменяется или утрачивается предмет отношения (связи); если участники связи не согласны с принципами и механизмами отношений.
1.Понятие социального взаимодействия
В процессе взаимодействия происходит разделения и кооперация функций, взаимное согласование совместных действий. В любом взаимодействии все выполняемые функции распределены и согласованы, что способствует эффективности взаимодействия.
Выделяются четыре основных признака взаимодействия, такие как:
а) предметность – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, осуществление которой по различным причинам предполагает необходимость объединения усилий;
б) ситуативность – достаточно жесткая регламентация конкретными условиями той ситуации, в которой протекает процесс взаимодействия;
в) эксплицирование – доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия;
г) рефлексивная многозначность – возможность для взаимодействия быть проявлением, как особенных субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятельности.
Процесс взаимодействия определяется как объективной и субъективной особенностью.
При этом объективная сторона взаимодействия представляет собой связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии) .
Субъективная сторона же сочетает в себе сознательное, нередко эмоционально насыщенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.
Существуют различные типологии социальных действий, так выделяются следующие типы:
При целерациональнным действием, понимается ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.
Ценностно-рациональное действие, предполагает ориентированное на определенные ценности (этические, религиозные, эстетические и другие), принятые индивидом как основополагающие жизненные ориентиры.
Традиционное действие предполагает формирование на основе подражания определенным образцам поведения, закреплённым в культурной традиции и не подлежащим критике.
Аффетивное действие, характеризуется определенно эмоциональным состоянием индивида.
Социальное взаимодействие определяет глубокую и тесную координацию действий партнеров.
Социальный механизм взаимодействия включает в себя следующие компоненты:
1) индивиды (или группы), совершающие определенные действия по отношению друг к другу;
2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями;
3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках, стремлениях и т.д.);
4) влияние этих изменений на других индивидов;
5) обратная реакция индивидов на такое влияние.
Существует ряд теорий, в которых рассматриваются проблемы межличностного взаимодействия. Ученые пытаются ответить на вопрос, что способствует вступлению людей в контакт друг с другом или не вступление, почему прерывается этот контакт, или же нет?
2. Информационная коммуникация в современной России как средство социального взаимодействия в современной России
На современном уровне информатизации российского общества необходимо исследовать коммуникационную систему, основным предназначением которой в социуме является осуществление взаимосвязи между жизненной средой и речевым поведением человека. Система выступает здесь доминирующим механизмом интерактивного обмена человека с природным, культурным и социальным окружением, опосредуемым социальной инфраструктурой .
В данном процессе образуется коммуникативное сообщество, которое характеризуется отношениями взаимосвязи, обмена действиями и взаимопонимания. При наличии «совместных кодов взаимопонимания» (понятийных, речевых, символических, эмоциональных) коммуникация содействует созданию атмосферы доверия и уважения партнеров, стремления к взаимопониманию и сотрудничеству, идентификации интересов и единства. Идентификация неразрывно связана с коммуникацией: через соучастие происходит понимание (смысловой контакт) действий друг друга, проявляется способность участников интеракции адекватно интерпретировать замыслы (цели) и включаться в согласованные действия.
В данном случае исходим из определения коммуникации в качестве движения смыслов в социальном пространстве-времени. Социальное пространство понимается здесь как интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними, а социальное время — интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Восприятие социального пространства-времени детерминировано культурой, в рамках которой происходит социализация человека, включающая и индивидуально-личностное, и гражданское становление субъекта коммуникации, являющееся важнейшим условием функционирования, взаимодействия и совершенствования общества, культуры и человека.
Весьма плодотворными для определения методологических оснований исследования актуальных проблем социальной коммуникации продолжают оставаться идеи М.М. Бахтина. Несколько методологических положений, результативно работающих в социально-философских исследованиях коммуникативной проблематики современности:
1. Понимание отношений Я и Другого, Я и культуры, которые взаимно проникают в «участных поступках» как уникальных «событиях бытия» и становятся диалогами Я с Другим, с другими людьми и культурами, выявляет уникальный ценностный смысл современной социальной коммуникации.
2. Диалог — условие любого бытия, его наличие свидетельствует о существовании субъекта .
3. Уникальное содержание темы ответственности и определение взаимосвязи свободы и ответственности, отмечающее, что сначала важна ответственность, а потом «свобода — как усвоение вменения, когда я считаю, что я причина» .
Вполне оправданно, что обозначенные методологические и этические установки остаются основанием ценностного подхода в моделировании социальной коммуникации, а именно деятельности ее субъектов и культурного кода в многообразных видах коммуникативных практик формирующегося гражданского общества.
В парадигме информационного общества особенно активно проявляется проблематика, связанная с оптимизацией управления, одним из существенных аспектов которого выступает рассмотрение особенностей современных коммуникаций, коммуникативных стратегий как типов коммуникативных действий и практик, качественных характеристик коммуникативных систем.
В коммуникативном пространстве развиваются новые технологии, виртуальность, манипулятивность, сетевая логика и логика медиа-культуры. Несомненно, комплекс коммуникативных проблем достаточно сложен и требует для изучения, развития и оптимизации полипарадигмального подхода усилий зарубежных и отечественных исследователей, конкретизации отдельных направлений коммуникативных отношений и видов деятельности, определения их практической значимости.
В частности, в исследовании современного гражданского общества определяющей является установка, исходящая из позиции о том, что оптимизация коммуникативных практик в политической сфере современного общества возможна при выполнении следующих требований: свободное распространение информации (любые препятствия в осуществлении информационного обмена ведут к упадку общества); гибкость, способность общества изменяться в соответствии с импульсами из внешней среды (отсутствие информационного взаимодействия со средой, изоляция от контекста грозит дезорганизацией); доступность информации (отсутствие права на коммуникацию понижает интенсивность информационного обмена, а следовательно, способствует разрушению социальной толерантности) .
Заключение
Подводя итог, выделим основное.
Под социальным взаимодействием следует понимать форму связи индивидов и иных субъектов, характеризующихся активностью, разнонаправленностью воздействий (друг на друга и на окружающий мир) и взаимозависимостью.
В рамках социального взаимодействия взаимодействующие стороны могут выступать в различных сочетаниях: два человека, принадлежащих к одной группе; два человека, принадлежащих к разным группам; человек и группа, к которой он принадлежит; человек и «чужая» группа»; разные группы.